Даже перечитав горы литературы от Макаренко и Ушинского, нельзя стать хорошим воспитателем для своего ребенка. Поскольку каждый человек индивидуален, то все теоретические выкладки могут в мгновение разбиться при столкновении с маленьким упрямым характером.

Попробуем разобраться, нужно ли наказывать детей, с какого возраста это делать, какие методы наказания более действенные?

Маленький ребенок – наказываем или объясняем?

Часто можно услышать вопрос о том, можно ли наказывать ребенка, если ему год, полтора, два. Психологи говорят, что ребенок в таком раннем возрасте не понимает смысла наказания, поэтому нужного родителям результата путем наказаний добиться нельзя.

Доверительные отношения, объяснение моделей поведения – единственный путь сохранить взаимопонимание.

Любой проступок ребенка («проступок» по мнению родителей) нужно рассмотреть вместе с ним, объяснить ему, почему так нельзя поступать, обязательно показать правильное поведение. Очень важно для родителей быть примером собственным детям.

Как реагировать на проступок ребенка

Если им запрещают кушать мороженое в холодную погоду, а потом они замечают маму, прогуливающуюся по холоду с эскимо в руке, то, как им определить, где правильно, а где нет.

Действенные методы – слово и ремень?

Сразу оговоримся, из двух методов воспитания, вынесенных в заголовок, «ремень», обобщающий все виды физических наказаний, должен для родителей навсегда остаться пережитком прошлого.

Психологи, однозначно, заявляют, что меры физического воздействия, которые использовали воспитатели прежних поколений, никогда не приносили хорошего результата.

Ребенок либо озлоблялся, мстил дальше, отвечая болью на боль, разрушением в ответ на физические унижения. Второй вариант – наказанный физически он уходил в себя, в собственный мир, переставал чувствовать доверие к самым близким людям.

У человека, который в детстве подвергался порке и другим подобным мерам воспитания, во взрослом состоянии возникают большие проблемы. Они касаются не только взаимоотношения с собственным ребенком, но и с супругой, с друзьями, с коллегами.

Иногда многие взрослые люди с юмором вспоминают случаи из собственного детства, где были попытки родительского наказания ремнем или скакалкой. В большинстве случаев это было не реальное физическое воздействие, а лишь родительская угроза, свидетельство их провалившейся системы воспитания.

Остановить!

Родители совершают большую ошибку изначально, когда видят, что ребенок принимает для себя неправильные модели поведения, но не останавливают его сразу, а, наоборот, умиляются, восхищаются, демонстрируют родственникам и знакомым.

В сознании юного наследника тут же закрепляется мысль, что именно так и нужно поступать, чтобы заслужить признание взрослых.

Психологи говорят, что, если сразу не расставить точки над «і», не объяснить ребенку, как можно и нужно поступать, «что такое хорошо и что такое плохо», потом это будет сделать намного сложнее. Потребуется гораздо больше моральных усилий взрослых, соответственно, и по времени процесс коррекции будет проходить дольше.

Другое дело, если родители стоят на принципах, что ребенок познает мир, поэтому может переворачивать горшки с цветами, красить краской пол в ванной или проводить испытания, сколько воды впитает сахар в сахарнице на кухне.

В таком случае взрослым остается только улыбаться, умиляться и ликвидировать последствия познавательной деятельности ребенка.

Но даже в такой ситуации они должны воспитывать у ребенка понимание, где можно заниматься такими вещами – в собственной квартире родителей, и где категорически запрещено, например, у бабушки, трепетно относящейся к любимой плитке в ванной, или у двоюродной тети Лены, для которой комнатные цветы – смысл жизни.

Хотя малышу сложно понять разницу между ситуациями, соответственно, сложно выбирать правильную модель поведения.

«Не ври мне!»

Обман очень часто присутствует в отношениях между родителями и детьми (не путать вранье и фантазию). Дети очень быстро понимают, что за те или иные их поступки их очень скоро постигнет наказание, поэтому предпочитают умалчивать о происшедшем либо врать.

Большинство родителей относится к категории, которая неправильно реагирует на случаи обмана, стремится серьезно наказать, не разобравшись в ситуации.

К сожалению, проблема нарастает, как снежный ком, обман раскрывается, за ним следует физическое наказание или словесная нотация. К сожалению, родители замечают, что все повторяется, только ребенок врет изощреннее, либо молниеносно перекладывает вину на другого человека.

Важно попытаться донести до малыша мысль о том, что любой проступок становится известным, если случилась неприятная ситуация, то лучше все сразу рассказать родителям. Вместе проще решить проблему, чем нести наказание.

Родители должны выбирать правильные модели поведения для себя, демонстрировать своему ребенку, показывать, как правильно поступать в разных ситуациях.

Отношение родителей и детей

Наказывать можно только в том случае, если он осознает, что был неправ в конкретной ситуации, за которую и наказан.

Но никаких физических мер в отношении ребенка принимать нельзя, независимо от возраста или степени проступка.

ПОДЕЛИТЬСЯ